ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ

Предлагаю Комплекс методических материалов по изучению ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ в форме SmartArt диаграмм и паспорт КМО .

Копилка педагога

 
Вкус жизни измеряется не количеством нулей на банковском счете и не титулами на визитной карточке, а тем радостным ощущением счастья, от которого хочется обнять весь мир. Тем приятным чувством внутреннего удовлетворения, с которым хочется просыпаться утром, наслаждаться, заниматься любимым делом, дарить тепло родным и близким.
 

Деловая игра "Успех порождает успех" (для педагогов).

Цели:

  • дополнить теоретическую информацию по вопросу успешности;
  • предложить педагогам практические материалы, способствующие формированию ситуации успеха у учащихся;
  • смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

Участники: члены методической комиссии, гости.

Ведущая: председатель м/к Нина Борисовна Челпаченко

Классификационные характеристики игры:

  • • управленческая;
  • • организационно-деятельностная;
  • • с использованием интерактивной доски (элементы презентации);
  • • коммуникативная (устная, письменная, визуальная);
  • • по сценарию.

Критерии оценивания:

  • • соблюдение регламента игры на всех этапах;
  • • содержание идей, предложений, инноваций;
  • • наиболее яркое выступление (практическое задание);
  • • умение вести дискуссию отвечать на вопросы.

Предварительная работа:

  • • анкетирование педагогов;
  • • информирование педагогов о методической теме текущий учебный год;

Методическое обеспечение:

• Методы активного обучения:

  • неимитационные (дискуссия);
  • игровые методы (игровое проектирование);
  • неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции,
  • решение ситуативных задач, мозговой штурм).

• Ресурсы:

  • модель-схема «Лестница успешности»
  • рекомендации по самопрезентации (Приложение 1)
  • «Формула успеха» (Приложение 2)
  • фрагменты фильмов и мультфильмов Модель деловой игры: (Приложение 3)
  • рисунок корабля «Паруса успеха» (Приложение 4).
  • Рефлексия "Острова" (Приложение 5)
  • цифровой проектор и видеоматериалы

Сценарный план

I. Мотивационно-организационный этап

Мы сегодня поговорим об успешности. Это слово вобрало в себя несколько понятий: уровни успешности; компоненты, составляющие успешности; процесс формирования успешности; условия, влияющие на развитие чувства успеха и т. д. Мы педагоги, а это значит, мы несем ответственность не только за собственные успехи, но и за успешность наших учащихся. Поэтому, нам взрослым нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей. Сегодня мы с вами сделаем попытку проверить наши знания о проблеме успешности, умение находить правильное решение в ситуациях. Нашу взрослую игру мы так и назовем – "Успех порождает успех".

II. Содержательный этап

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Кто такой Я».

МОДЕЛЬ «ЛЕСТНИЦА УСПЕШНОСТИ»

(слайд на экране)

1. Ступенька «Я».

Домашнее задание. Игровое проектирование «Самопрезентация»

Искусство самопрезентации – это искусство успешных людей и путь к успеху. Удачи вам на этом пути!

Действие по инструкции «Продолжи предложение»

– Давайте поразмышляем на тему «Со мною вот что-то происходит» (об успешности)

  • Я радуюсь, когда ...
  • Я обижаюсь, когда ...
  • Я злюсь, когда ...
  • Мне весело, когда ... Мне не нравится, когда ...
  • Я грущу, когда ...
  • Я страдаю, когда ...
  • Я плачу, когда ...

Резюме: Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негатив¬ных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.

2. Ступенька «Мир людей»

– Поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер, добивается успеха.

Дискуссия «ТОЛЬКО УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ УСПЕШНОГО УЧЕНИКА».

• Если это истина, то поставьте точку и подтвердите неоспоримость мысли.

• Если вы в этом горячо убеждены, убеждайте нас с восклицательным знаком.

• Если сомневаетесь в ваших высказываниях, будет присутствовать знак вопроса.

• Если имеется другое мнение, то не стесняйтесь быть оппонентом и говорите, как подсказывает сердце.

– Я вам предлагаю в группах обсудить это высказывание, и выступить представителю каждой группы.

Резюме: Наши взгляды, как вы уже убедились, могут быть разными, но есть и общая тема «Успешность» – мы участвуем в обсуждении, взволнованы, и эта эмоция нас объединяет.

Задание «Паруса успеха»

Творческим группам предлагается задание для обсуждения. По результатам работы должен получиться плакат «Паруса успеха», который заранее заготовлен, а участники творческих групп должны наполнить его содержанием. На плакате изображён корабль с развивающимися парусами, олицетворяющий образовательный процесс в лицее.

Задание для 1-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя.

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливаем внимание на негативном

2. Улыбка, добрый взгляд

3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

4. Даёт прозвища (плохой, ленивый ...)

5. Сравнение одного ребёнка с другим

6. Отмечает персональную исключительность

7. Аргументирует надобность действий

8. Учит алгоритму действий

9. Оценка действий ученика с акцентом на детали

10. Учитель много говорит за детей

11. Выражает недовольство учеником, группой учеников

12. Верит в способность ученика

13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на паруса – это ожидание попутного ветра, который двигает корабль вперёд.

Задание для 2-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливаем внимание на негативном

2. Улыбка, добрый взгляд

3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

4. Даёт прозвища (плохой, ленивый ...)

5. Сравнение одного ребёнка с другим

6. Отмечает персональную исключительность

7. Аргументирует надобность действий

8. Учит алгоритму действий

9. Оценка действий ученика с акцентом на детали

10. Учитель много говорит за детей

11. Выражает недовольство учеником, группой учеников

12. Верит в способность ученика

13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на якоря, которые не способствую созданию ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд.

Задание для 3-й группы.

Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Просим вас привести 20-25 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Запишите высказывания на листочки и прикрепите к общей картине. Ваши слова станут тем попутным ветром, который наполнит паруса нашего корабля.

Презентацию работы этой группы можно провести как творческое выступление учителей.

3. Ступенька «Окружающий мир»

– Следующая ступенька именуется «Окружающий мир». Здесь мы видим жизнь в еще большем многообразии: этот мир имеет политический фон, социальную окраску. И вот здесь наше «Я» подвергается настоящему испытанию: Как найти свое место в мире? Как выжить? Как воспитывать и обучать детей?

Рефлексивно-оценочная игра «Скорая помощь успеха»

На каждую подгруппу в виде фрагмента мультфильма или фильма дается ситуация неуспеха. Группе, после 5 минут обсуждения нужно дать рекомендации для создания ситуации успеха.

1. Вы видите, что учащийся одинок. Он не умеет выстраивать отношения в коллективе. Как ему помочь? (Фрагмент мультфильма «Летучий корабль»).

2. У учащегося занижена самооценка... Правильно ли поднимает самооценку мать Марфушеньки-душеньки? А как решаете проблему вы? (Фрагмент фильма «Морозко»)

3. Договориться с другими людьми так иногда непросто.... А вы умеете это делать? Готовы ли вы уступить? (Фрагмент фильма «Алёша Попович и Тугарин Змей»)

1. Ученик ничем не интересуется, ничего не хочет делать... Как вывести его из этого состояния? (Фрагмент фильма «Бременские музыканты»)

2. Ученик не хочет делать то, чего вы от него добиваетесь... Как вы мотивируете его на действия, необходимые вам? (Фрагмент фильма «Фильм, фильм, фильм»).

3. Мало кто из детей любит учиться. Это одна из проблем нашего несовершенного преподавания. Даже в старом добром советском мультфильме поднята эта проблема. Как привить своему ребенку желание самостоятельно приобретать новые знания, искать интересную информацию и применять ее в жизни? (Фрагмент фильма «Двое из ларца»).

1. Учащийся растет рассеянным. Забывает учебники и тетрадки дома, путает время и место встречи, невнимательно слушает педагога... Как научить его концентрировать свое внимание? (Фрагмент фильма «Человек рассеянный»).

2. Есть мнение, что детей надо баловать и тогда они вырастают хорошими людьми... На ваш взгляд, надо ли баловать детей? (Фрагмент фильма «Варвара краса»)

3. Разделённое горе вдвое меньшее горе, разделённая радость – вдвое большая радость. Успех, полученный коллективом, значительно весомей. Как решить проблему организации и сплочения ученического коллектива?

Резюме. Стать успешным человеком очень непросто. Работу над этим надо начинать с мелочей. Успех делает их более сильными и уверенными в себе, а ваши отношения – радостными и спокойными.

4. Ступенька «Творческая мастерская».

Самая высокая ступенька жизненного пути – творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений.

Я вам предлагаю творческое задание – вывести формулу успеха и презентовать её.

Рефлексия "Острова"

Каждый участник игры получает картонный кораблик. На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов":

  • о. Радости,
  • о. Грусти,
  • о. Недоумения,
  • о. Тревоги,
  • о. Ожидания,
  • о. Просветления,
  • о. Воодушевления,
  • о. Удовольствия,
  • о. Наслаждения,
  • Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске и каждому участнику игры предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после участия в методической студии.

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми участниками. С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии участников студии.

Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности подростка. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, лицею, труду, то есть способствует эффективности обучения. Рекомендуем каждому педагогу взять за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на уроке. Разработанные программы: «Скорая помощь успеха», «Действия педагога, способствующие созданию ситуации успеха» - сделать достоянием каждого участника.

Перейти в начало статьи

Комментарии 

 
#1 RE: Деловая игра "Успех порождает успех"Андрей 05.03.2012 14:27
Мне очень понравилось. Спасибо что вы работаете для нас!!! :P